Урок изобразительного искусства на тему: «Рисование фруктов»
Тип урока: смешанный.
Вид урока: рисование с натуры.
Жанр урока: «мастерская художника».
Цель урока: способствовать формированию положительного отношения к изобразительному искусству, пробудить желание творить.
Задачи:
- научить построению рисунка с натуры с применением пропорции;
- способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приемов;
- стимулировать учащихся к самоконтролю и дисциплине.
Деятельность детей: анализ: формы предметов, расположения их в пространстве, пропорций, цветовых отношений; поисковая: построение композиции, цветовых оттенков на палитре, передача объема предметов с помощью цвета.
Оборудование
для учителя: муляжи яблока и груши, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы: «Контрастные цвета», «Пропорции в изображениях яблока и груши», «Ошибки при построении рисунка»; «Определение пропорции», «Определение контраста»; бумага, акварельные краски кисти;
для учащихся: альбом, краски, кисть и палитра.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Загадки: вначале урока учитель загадывает загадки детям:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко!
(Яблоко)Так вкусна, желта, пригожа
И на лампочку похожа.
(Груша) А затем спрашивает: «Вы догадались, что мы будем сегодня рисовать?»
3. Учитель дает определение жанра постановки:
Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды, и других предметов быта, называется жанром натюрморта.
4. Зрительный ряд.
Используя ЦОР и бумажные репродукции, учитель демонстрирует известных мастеров живописи в жанре натюрморта:
Яна Давида де Хема, Жана Батиста Шардена, Франсиско Сурбарана, Поля Сезанна, Анри Матиса, Валентина Серова, Петрова Водкина.
5. Постановка натюрморта.
Учитель ставит постановку, объясняя учащимся, какой художественный прием является основным в натюрморте.
Рассмотрим постановку. Фоном натюрморта является драпировка. Драпировка составлена из тканей двух оттенков холодного цвета: темного и светлого. На фоне светло-голубого цвета, темно-красное яблоко выглядит четко и выразительно, желтая груша подчеркнута темно-синим цветом драпировки.
Учитель спрашивает: «Как называются подобные сочетания цветов?» После ответа учащихся, учитель обращает их внимание на таблицу и определение контраста:
Контраст – противоположность
6.Кадрирование.
Учитель раздает учаимся небольшие рамочки для кадрирования и показывает, как ими пользоваться, для того, чтобы выделить из кружающей картинки
собственно натюрморт. Задает вопрос классу: «Как должен быть расположен альбом, вертикально или горизонтально?». Ответ – горизонтально.
7. Построение рисунка.
Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску три таблицы с рисунками:
Вопрос классу: «Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?» Как правило, дети безошибочно находят пропорционально верно выполненный рисунок.
Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. Во втором рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Третий рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны.
На доску прикрепляется таблица:
^ Пропорция – соотношение частей На уроках математики вы знакомились с понятием пропорции, которая выражается математически в дроби: , , , , 0,5, 0,2 и т. д. Пропорциональность, - один из художественных приемов, которым пользуются художники, модельеры, конструкторы. На уроках ИЗО мы будем постоянно пользоваться приемом пропорциональности, (иногда слово «пропорциональность» заменяют словом «соразмерность»).
8. Определение формы предметов и их расположения на листе.
^ Вначале, необходимо провести центральную вертикальную линию, она проходит по центру листа сверху вниз. Затем, намечается нижний край яблока. Яблоко расположено ближе к зрителю, значит, нижний край его ниже края груши. Форма яблока вписывается в круг почти идеально, круг вписывается в квадрат. Форма груши продолговатая, она вписывается в прямоугольник.^ Проводим необходимые линии построения, постепенно приближаясь к форме фруктов.Учитель работает с каждым учащимся индивидуально, показывая удачные рисунки и рисунки с ошибками. 9. Живопись.
По окончании построения рисунка, учитель показывает приемы поиска основных цветовых отношений: на палитре смешать краски, найти нужные оттенки цвета, для
выполнения живописи.
(Дети могут использовать гуашь или акварельные краски).
В технике акварели
В технике гуаши.
10. Итог урока.
Учитель вместе с ребятами, выставляет работы на доску и предлагает назвать самые вкусные натюрморты. Анализируя ответы ребят, учитель акцентирует внимание на художественных приемах, с помощью которых фрукты получились такими аппетитными. Выставляет оценки.
11. Д/З: Придумать два натюрморта, используя полученные знания и свою фантазию на формате А8. Ограничений в выборе предметов изображения, техники и материалов нет.