Классификацию складок в свое время дал Леонардо да Винчи, который писал:
- о «складках с выступающими изломами», характерных для плотных драпировок;
- «мягких складках» с изгибами не острыми, а плавными, такими как у атласа, полотна, вуали;
- «больших складках», как у толстых драпировок, например войлока, грубого сукна.
Эта классификация складок сделана по признаку модуля упругости материи. От упругости материи зависит и характер складок. У растягивающейся материи (трикотаж) складки несколько иной формы, чем у нерастягивающейся ткани.
Итак, чтобы правильно нарисовать складку, нужно прежде всего определить её структуру. Поверхность наибольшей выпуклости назовём «гребнем» складки (как гребень волны). Поверхность наибольшей глубины — «дном» складки, линией основания складки. Расстояние от дна складки (линии основания) до гребня будем называть глубиной, высотой (БЧС — боковая часть складки) в зависимости от того, от дна или гребня идет в данном случае отсчёт. Рассмотрим конструкцию складки на рис. 23.
рисунок 23 Конструкция складки: 1 — гребень складки; 2 — линия излома складки; 3 — боковая часть складки, или глубина (БЧС); 4 — линия основания складки
Распределение светотени на складках драпировки будет похоже на распределение светотени на складках одежды. Если рассматривать современную одежду с точки зрения её геометрических форм, то чаще всего мы будем встречаться с формой цилиндра, или трубы: застёгнутый пиджак или пальто прямого покроя, куртка, рукав, прямая юбка; чулок, практически, тоже труба. Иными словами, распределение светотени на складках драпировки тоже будет похоже на распределение светотени на цилиндре (рис. 24), состоящее: 1) из света, 2) полутона, 3) собственной тени, 4) рефлекса, 5) падающей тени.
рисунок 24 Рисунок драпировки (тональное решение): / — свет; 2 — полутон; 3 — собственная тень; 4 — рефлекс; 5 — падающая тень
Расположение штриха на складках
Штриховка наносится на складку по направлению складки или перпендикулярно направлению складки (рис. 25).
рисунок 25 Расположение штриха на складках