Рисование архитектурных профилей. Рисование указанные профилей гладкой формы знакомит с архитектурной обработкой выступов зданий, нависающих конструкций и других форм. Применяемые с античных времен криволинейные профили, такие, как гусек, каблучок, вал, четвертной вал, выкружка, скоция и др., в сочетании с прямолинейными полочками, поясками и другими элементами создают большое разнообразие красивых светотеневых переходов в архитектурных формах.
Светотень на профилях распределяется по тем же законам, с которыми мы познакомились при рисовании гипсовых геометрических тел. На кривых поверхностях переходы от света к теки мягкие, постепенные, а на граненых резкие, четкие. Короткие тени более насыщены тоном, длинные рассеяны рефлексами и поэтому более воздушны и прозрачны. Чем ближе свет и тень на предмете, тем сильнее светотеневой контраст, и наоборот у удаленных предметов более тусклый свет и блеклая тень.
Рисование орнамента. Рисование орнамента с натуры требует выполнения общих закономерностей рисования: перспективы, светотени, соблюдения пропорций и тональных отношений.Приступая к изображению орнамента, рисующий прежде всего должен ознакомиться с закономерностями членения его на части, с повторяемостью отдельных элементов, архитектоникой масс и др. Рисование орнамента вырабатывает понимание изобразительного материала, а также развивает художественный вкус.
Формы орнаментов многообразны, и изображение всех их в рисунке представляет достаточную сложность. Изгибы и преломления формы дают богатые градации светотени. Чтобы передать их на рисунке и создать целостность всей формы, требуется дальнейшее совершенствование в технике рисунка.
Рисование орнамента следует начинать с простых фрагментов и форм во фронтальном положении, постепенно переходя к более сложным поворотам и ракурсам. Усложняя задачи рисования для постановок, выбирают более сложные формы орнаментов.Прежде чем перейти к рассмотрению первых заданий, необходимо остановиться на методе обрубовки, применяемого в рисовании с натуры более сложных по форме объектов по сравнению с формой правильных геометрических тел.
на изображении получаем ее плоскую проекцию. Сначала, заключая мысленно кривую «движения» листа растения (см. среднюю линию) и сам лист в «многоугольник заготовки», нужно стремиться нарисовать этот многоугольник на плоскости бумаги, сохраняя видимые пропорции его сторон, а также величины углов между ними. В результате на рисунке получится фигура с очертаниями воображаемой «заготовки» .
Применяя метод обрубовки, определяют места членения заготовки на части Описывая вокруг изгибов ломаные линии, определяют характер, крутизну их "скривлений" . Здесь торжествует принцип — ломаная линия изображения должна определять сходство с линией натуры, подчеркивая обобщенно места и характер ее изгибов. Полученную таким образом заготовку рисунка кривой уточняют, применяя метод сравнения с натурой путем обрубания углов ломаной .линии, все более приближают ее изображение к кривой, воспринимаемой в натуре. Заканчивая рисунок, округляют углы и придают изображению кривой необходимую пространствен-ность путем усиления переднего плана.
С помощью этого метода, дробя большие грани объемов на более мелкие, рисующий уточняет форму изображаемого предмета. В данном примере лепестки розетки на начальном этапе обрубовки представлены в виде призм. И уже здесь следует придавать рисунку объемно-пространственный характер, применив легкие обобщенные тени. Метод обрубовки позволяет представить сложную форму простой, рассматривать кривизну какой-либо формы как бы состоящей из нескольких граней. По мере завершения работы грани все более сглаживаются, а форма уточняется.