курс рисования II - часть 1
05.08.2012 18:21
Приступая к изложению второй ступени обучения рисованию, я должен сказать, что многие из приемов, вошедших в первую ступень, найдут и тут применение.
Так рисование на заданные темы, рисование по памяти предметов, сцен, вырезывание ножницами, будут здесь также уместны, как и на первой ступени обучения.
Вначале следует рисовать только типичные формы предметов: чем проще, тем доступнее и понятнее будет рисунок детям. И нельзя требовать от учениковъ больше, чем они могут дать в данном возрасте. Так, хороший набросок может считаться вполне достаточным; рисунок должен служить для упражнения, а не для выставки.
Большое внимание мы должны уделить устройству класса. Коменский сказал: "школа должна быть построена со вкусом, класс должен быть веселым, чистым, полным предметов, на которых глаз может остановиться с пользой и удовольствием, стены разукрашены картинами и рисунками". Больше двухсот лет прошло с тех пор, но мы и теперь можем только присоединиться к сказанному. Разсматриванием картин развивается вкус.
Хорошо исполненные литографии или фотографии с картин русских художников должны занять первое место. При этом они должны быть сменяемы через, определенное время, приблизительно раз в две недели. Также стильные орнаменты, фотографии известных зданий, характеризующих разные эпохи, например: египетские пирамиды, греческия и римския постройки, византийскиe, готические, времен возрозвдения и pyccкиe памятники искусства и т. п. Портреты знаменитых людей, удачные рисунки и композиции учеников, фотографии животных, птиц, растений, - все должно быть предоставлено для наблюдения учеников.
Если предстоит ученикам задача — иллюстрировать, например, басню "Лисица и ворона", желательно за несколько дней до урока вывесить фотографии или рисунок с лисицы для наблюдения, не предупреждая, однако, какова будет задача.
Замечается, что ученики вначале лучше рисуют по памяти, чем с натуры. Поэтому заставляем учеников чаще рисовать по памяти и нарисованное сравнивать с натурой, развивая таким путем их наблюдательность. Последнее качество весьма слабо развито у детей, особенно у девочек: они гораздо позднее усваивают перспективные сокращения, чем мальчики, но, в свою очередь, композиции удаются девочкам лучше, чем мальчикам.
Уже в раннем возрасте некоторые дети проявляют большие способности в рисовании с натуры по впечатлению. Нo часто те же дети сильно отстают от сотоварищей, когда дело касается композиции. Тут, обыкновенно, выступают новые силы, отстающия при рисовании с натуры.
Ф. И. Шпала. "Курсъ рисованiя" часть 2, Книгоиздательство "Сотрудникъ", Петербургъ-Кiев, 1913